Подборка лучших практик программирования на Java для экономии времени, оптимизации и улучшения качества кода.
На Java работают более 3 миллиардов устройств и кодят больше 9 миллионов разработчиков. Подсчитать количество приложений просто невозможно. Это мощный и надежный язык, но иногда программирование на Java может быть трудоемким.
На отладку, оптимизацию и повышение производительности кода уходит много времени, поэтому хороший разработчик всегда использует лучшие практики программирования.
В этой статье мы подобрали небольшую коллекцию таких практик, трюков и советов, которые сэкономят вам время.
Если вы начинающий Java-программист, то скачать Java можно на официальном сайте.
☕ Подтянуть свои знания по Java вы можете на нашем телеграм-канале «Библиотека Java для собеса»
Организация работы
Чистый код
В больших проектах на первый план выходит не создание нового кода, а поддержка существующего. Поэтому очень важно его правильно организовывать с самого начала. Проектируя новое приложение, всегда помните о трех основных принципах чистого и поддерживаемого кода:
- правило 10-50-500. В одном пакете не может быть больше 10 классов. Каждый метод должен быть короче 50 строк кода, а каждый класс – короче 500 строк;
- дизайн-принципы SOLID;
- использование паттернов проектирования.
Работа с ошибками
Трассировка стека
Отлов багов – это, возможно, самая трудоемкая составляющая процесса разработки на Java. Трассировка стека позволяет отследить, в каком именно месте проекта было выброшено исключение.
import java.io.*;
Exception e = …;
java.io.StringWriter sw = new java.io.StringWriter();
e.printStackTrace(new java.io.PrintWriter(sw));
String trace = sw.getBuffer().toString();
NullPointer Exception
Исключения нулевого указателя возникает в Java довольно часто при попытке вызова метода несуществующего объекта.
Возьмем для примера следующую строчку кода:
int noOfStudents = school.listStudents().count;
Если объект school окажется равен Null
или его метод listStudents
вернет Null
, вы получите исключение NullPointerException
.
Хорошей практикой разработки на Java является предварительная проверка на Null
в методах:
private int getListOfStudents(File[] files) {
if (files == null)
throw new NullPointerException("File list cannot be null");
}
🧩☕ Интересные задачи по Java для практики можно найти на нашем телеграм-канале «Библиотека задач по Java»
Дата и время
System.currentTimeMillis vs System.nanoTime
В Java есть два стандартных способа проведения тайм-операций и не всегда понятно, какой из них следует выбрать.
Метод System.currentTimeMillis
возвращает текущее количество миллисекунд от начала эпохи Unix в формате Long
. Его точность составляет от 1 до 15 тысячных долей секунды в зависимости от системы.
long startTime = System.currentTimeMillis();
long estimatedTime = System.currentTimeMillis() - startTime;
Метод System.nanoTime
имеет точность до одной миллионной доли секунды (наносекунды) и возвращает текущее значение наиболее точного доступного системного таймера.
long startTime = System.nanoTime();
long estimatedTime = System.nanoTime() - startTime;
Таким образом, System.currentTimeMillis
отлично подходит для отображения абсолютного времени и синхронизации с ним, а System.nanoTime
– для измерения относительных интервалов.
Валидность строки с датой
Если вам необходимо получить объект даты из обычной строки на Java, воспользуйтесь этим полезным вспомогательным классом, который возьмет на себя все сложности валидации и конвертации.
Строки
Оптимизация строк
При конкатенации строк на Java с помощью оператора +
, например, в цикле for
, каждый раз создается новый объект String
, что приводит к потере памяти и увеличению времени работы программы.
Также следует избегать создания Java строки с помощью конструктора класса:
// медленное инстанцирование
String bad = new String("Yet another string object");
// быстрое инстанцирование
String good = "Yet another string object"
Одинарные и двойные кавычки
Что вы ожидаете получить от этого кода?
public class Haha {
public static void main(String args[]) {
System.out.print("H" + "a");
System.out.print('H' + 'a');
}
}
Казалось бы, должна вернуться строка HaHa
, но на деле будет Ha169
.
Двойные кавычки обрабатывают символы как строки, но одинарные ведут себя иначе. Они преобразуют символьные операнды ('H'
и 'a'
) к целочисленным значениям через расширение примитивных типов – получается 169
.
Математика
Float vs Double
Программисты часто не могут выбрать необходимую им точность для чисел с плавающей точкой. Float требует всего 4 байта, но и значащих цифр у него только 7, в то время как Double в два раза точнее (15 цифр), но и в два раза расточительнее.
На самом деле большинство процессоров способны работать с Float и Double одинаково эффективно, поэтому воспользуйтесь рекомендацией Бьёрна Страуструпа:
"Выбор нужной точности в реальных задачах требует хорошего понимания природы машинных вычислений. Если у вас его нет, либо проконсультируйтесь с кем-нибудь, либо изучите проблему сами, либо используйте double и надейтесь на лучшее."
Проверка нечетности
Можно ли использовать этот код для точного определения нечетности числа?
public boolean oddOrNot(int num) {
return num % 2 == 1;
}
Надеюсь, вы заметили подвох. Если мы решим проверить таким образом отрицательное нечетное число (-5, к примеру), остаток от деления не будет равен единице (а чему он равен?). Поэтому используйте более точный метод:
public boolean oddOrNot(int num) {
return (num & 1) != 0;
}
Он не только решает проблему отрицательных чисел, но и работает более продуктивно, чем его предшественник. Арифметические и логические операции выполняются гораздо быстрее умножения и деления.
Вычисление степени
Возвести число в степень можно двумя способами:
- простым умножением;
- с помощью функции
Math.pow(double base, double exponent)
.
Использовать библиотечную функцию рекомендуется только при крайней необходимости, например, в случае дробной или отрицательной степени.
double result = Math.pow(625, 0.5); // 25.0
Простое умножение на Java работает в 300-600 раз эффективнее, к тому же его можно дополнительно оптимизировать:
double square = double a * double a;
double cube = double a * double a * double a; // не оптимизировано
double cube = double a * double square; // оптимизировано
double quad = double a * double a * double a * double a; // не оптимизировано
double quad = double square * double square; // оптимизировано
JIT-оптимизация
Java-код обрабатывается с помощью JIT-компиляции: сначала транслируется в платформонезависимый байт-код, а уже после этого в машинный код. При этом оптимизируется все, что возможно, и разработчик может помочь компилятору создать максимально эффективную программу.
В качестве примера взглянем на две простые операции:
// 1
n += 2 * i * i;
// 2
n += 2 * (i * i);
Измерим время выполнения каждой из них:
// 1
long startTime1 = System.nanoTime();
int n1 = 0;
for (int i = 0; i < 1000000000; i++) {
n1 += 2 * i * i;
}
double resultTime1 = (double)(System.nanoTime() - startTime1) / 1000000000;
System.out.println(resultTime1 + " s");
// 2
long startTime2 = System.nanoTime();
int n2 = 0;
for (int i = 0; i < 1000000000; i++) {
n2 += 2 * (i * i);
}
double resultTime2 = (double)(System.nanoTime() - startTime2) / 1000000000;
System.out.println(resultTime2 + " s");
Запустив этот код несколько раз, получим что-то подобное:
2*(i*i) | 2*i*i
----------+----------
0.5183738 | 0.6246434
0.5298337 | 0.6049722
0.5308647 | 0.6603363
0.5133458 | 0.6243328
0.5003011 | 0.6541802
0.5366181 | 0.6312638
0.515149 | 0.6241105
0.5237389 | 0.627815
0.5249942 | 0.6114252
0.5641624 | 0.6781033
0.538412 | 0.6393969
0.5466744 | 0.6608845
0.531159 | 0.6201077
0.5048032 | 0.6511559
0.5232789 | 0.6544526
Закономерность очевидна: группировка переменных с помощью скобок ускоряет работу программы. Это происходит из-за генерации более эффективного байт-кода при умножении одинаковых значений.
Подробнее об этом эксперименте вы можете почитать здесь. А провести собственное испытание можно с помощью онлайн-компилятора Java.
Структуры данных
Объединение хеш-таблиц
Объединять два хеша, итерируя их значения вручную, весьма неэффективно. Вот альтернативное решение этой задачи, которое точно вам понравится:
import java.util.*;
Map m1 = …;
Map m2 = …;
m2.putAll(m1); // добавляет в m2 все элементы из m1
Array vs ArrayList
Выбор между Array и ArrayList зависит от специфики задачи на Java, которую требуется решить. Помните о следующих особенностях этих типов:
- Array имеет фиксированный размер и память для него выделяется в момент объявления, а размер ArrayLists может динамически изменяться.
- Массивы Java работают гораздо быстрее, а в ArrayList намного проще добавлять/удалять элементы.
- При работе с Array велика вероятность получить ошибку
ArrayIndexOutOfBoundsException
. - У ArrayList только одно измерение, а вот массивы Java могут быть многомерными.
import java.util.ArrayList;
public class arrayVsArrayList {
public static void main(String[] args) {
// объявление Array
int[] myArray = new int[6];
// обращение к несуществующему индексу
myArray[7]= 10; // ArrayIndexOutOfBoundsException
// объявление ArrayList
ArrayList<Integer> myArrayList = new ArrayList<>();
// простое добавление и удаление элементов
myArrayList.add(1);
myArrayList.add(2);
myArrayList.add(3);
myArrayList.add(4);
myArrayList.add(5);
myArrayList.remove(0);
// получение элементов ArrayList
for(int i = 0; i < myArrayList.size(); i++) {
System.out.println("Element: " + myArrayList.get(i));
}
// многомерный Array
int[][][] multiArray = new int [3][3][3];
}
}
JSON
Сериализация и десериализация
JSON – невероятно удобный и полезный синтаксис для хранения и обмена данными. Java полностью поддерживает его.
Сериализовать данные можно так:
import org.json.simple.JSONObject;
import org.json.simple.JSONArray;
public class JsonEncodeDemo {
public static void main(String[] args) {
JSONObject obj = new JSONObject();
obj.put("Novel Name", "Godaan");
obj.put("Author", "Munshi Premchand");
JSONArray novelDetails = new JSONArray();
novelDetails.add("Language: Hindi");
novelDetails.add("Year of Publication: 1936");
novelDetails.add("Publisher: Lokmanya Press");
obj.put("Novel Details", novelDetails);
System.out.print(obj);
}
}
Получится вот такая JSON-строка:
{"Novel Name":"Godaan","Novel Details":["Language: Hindi","Year of Publication: 1936","Publisher: Lokmanya Press"],"Author":"Munshi Premchand"}
Десериализация на Java выглядит примерно так:
import java.io.FileNotFoundException;
import java.io.FileReader;
import java.io.IOException;
import java.util.Iterator;
import org.json.simple.JSONArray;
import org.json.simple.JSONObject;
import org.json.simple.parser.JSONParser;
import org.json.simple.parser.ParseException;
public class JsonParseTest {
private static final String filePath = "//home//user//Documents//jsonDemoFile.json";
public static void main(String[] args) {
try {
// читаем json-файл
FileReader reader = new FileReader(filePath);
JSONParser jsonParser = new JSONParser();
JSONObject jsonObject = (JSONObject)jsonParser.parse(reader);
// получаем данные из json объекта
Long id = (Long) jsonObject.get("id");
System.out.println("The id is: " + id);
String type = (String) jsonObject.get("type");
System.out.println("The type is: " + type);
String name = (String) jsonObject.get("name");
System.out.println("The name is: " + name);
Double ppu = (Double) jsonObject.get("ppu");
System.out.println("The PPU is: " + ppu);
// получаем массив
System.out.println("Batters:");
JSONArray batterArray= (JSONArray) jsonObject.get("batters");
Iterator i = batterArray.iterator();
// перебираем все элементы массива отдельно
while (i.hasNext()) {
JSONObject innerObj = (JSONObject) i.next();
System.out.println("ID "+ innerObj.get("id") +
" type " + innerObj.get("type"));
}
System.out.println("Topping:");
JSONArray toppingArray= (JSONArray) jsonObject.get("topping");
Iterator j = toppingArray.iterator();
while (j.hasNext()) {
JSONObject innerObj = (JSONObject) j.next();
System.out.println("ID "+ innerObj.get("id") +
" type " + innerObj.get("type"));
}
} catch (FileNotFoundException ex) {
ex.printStackTrace();
} catch (IOException ex) {
ex.printStackTrace();
} catch (ParseException ex) {
ex.printStackTrace();
} catch (NullPointerException ex) {
ex.printStackTrace();
}
}
}
JSON-файл, использованный в примере (jsonDemoFile.json):
{
"id": 0001,
"type": "donut",
"name": "Cake",
"ppu": 0.55,
"batters":
[
{ "id": 1001, "type": "Regular" },
{ "id": 1002, "type": "Chocolate" },
{ "id": 1003, "type": "Blueberry" },
{ "id": 1004, "type": "Devil's Food" }
],
"topping":
[
{ "id": 5001, "type": "None" },
{ "id": 5002, "type": "Glazed" },
{ "id": 5005, "type": "Sugar" },
{ "id": 5007, "type": "Powdered Sugar" },
{ "id": 5006, "type": "Chocolate with Sprinkles" },
{ "id": 5003, "type": "Chocolate" },
{ "id": 5004, "type": "Maple" }
]
}
Ввод-вывод
FileOutputStream vs. FileWriter
Запись файлов на Java осуществляется двумя способами: FileOutputStream
и FileWriter
. Какой именно метод выбрать, зависит от конкретной задачи.
FileOutputStream
предназначен для записи потоков необработанных байтов. Это делает его идеальным решением для работы, например, с изображениями.
File foutput = new File(file_location_string);
FileOutputStream fos = new FileOutputStream(foutput);
BufferedWriter output = new BufferedWriter(new OutputStreamWriter(fos));
output.write("Buffered Content");
У FileWriter
другое призвание: работа с потоками символов. Так что если вы пишете текстовые файлы, выбирайте этот метод.
FileWriter fstream = new FileWriter(file_location_string);
BufferedWriter output = new BufferedWriter(fstream);
output.write("Buffered Content");
Производительность и лучшие практики
Пустая коллекция вместо Null
Если ваша программа может возвращать коллекцию, которая не содержит ни одного значения, убедитесь, что возвращена именно пустая коллекция, а не Null
. Это сэкономит вам время на различные проверки.
public class getLocationName {
return (null==cityName ? "": cityName);
}
Создание объектов только при необходимости
Создание объектов – одна из самых затратных операций в Java. Лучшая практика – создавать их только при необходимости, когда они действительно нужны.
import java.util.ArrayList;
import java.util.List;
public class Employees {
private List Employees;
public List getEmployees() {
// инициализация только при необходимости
if(null == Employees) {
Employees = new ArrayList();
}
return Employees;
}
}
Взаимоблокировки (deadlocks)
Взаимные блокировки потоков могут возникать по многим причинам, и полностью защититься от них в Java 8 очень сложно. Чаще всего это происходит, когда один синхронизированный объект ожидает ресурсов, которые заблокированы другим синхронизированным объектом.
Вот пример такой взаимоблокировки потоков:
public class DeadlockDemo {
public static Object addLock = new Object();
public static Object subLock = new Object();
public static void main(String args[]) {
MyAdditionThread add = new MyAdditionThread();
MySubtractionThread sub = new MySubtractionThread();
add.start();
sub.start();
}
private static class MyAdditionThread extends Thread {
public void run() {
synchronized (addLock) {
int a = 10, b = 3;
int c = a + b;
System.out.println("Addition Thread: " + c);
System.out.println("Holding First Lock...");
try { Thread.sleep(10); }
catch (InterruptedException e) {}
System.out.println("Addition Thread: Waiting for AddLock...");
synchronized (subLock) {
System.out.println("Threads: Holding Add and Sub Locks...");
}
}
}
}
private static class MySubtractionThread extends Thread {
public void run() {
synchronized (subLock) {
int a = 10, b = 3;
int c = a - b;
System.out.println("Subtraction Thread: " + c);
System.out.println("Holding Second Lock...");
try { Thread.sleep(10); }
catch (InterruptedException e) {}
System.out.println("Subtraction Thread: Waiting for SubLock...");
synchronized (addLock) {
System.out.println("Threads: Holding Add and Sub Locks...");
}
}
}
}
}
Вывод этой программы:
=====
Addition Thread: 13
Subtraction Thread: 7
Holding First Lock...
Holding Second Lock...
Addition Thread: Waiting for AddLock...
Subtraction Thread: Waiting for SubLock...
Взаимоблокировки можно избежать, если изменить порядок вызова потоков:
private static class MySubtractionThread extends Thread {
public void run() {
synchronized (addLock) {
int a = 10, b = 3;
int c = a - b;
System.out.println("Subtraction Thread: " + c);
System.out.println("Holding Second Lock...");
try { Thread.sleep(10); }
catch (InterruptedException e) {}
System.out.println("Subtraction Thread: Waiting for SubLock...");
synchronized (subLock) {
System.out.println("Threads: Holding Add and Sub Locks...");
}
}
}
}
Вывод:
=====
Addition Thread: 13
Holding First Lock...
Addition Thread: Waiting for AddLock...
Threads: Holding Add and Sub Locks...
Subtraction Thread: 7
Holding Second Lock...
Subtraction Thread: Waiting for SubLock...
Threads: Holding Add and Sub Locks...
Резервирование памяти
Некоторые Java-приложения очень требовательны к ресурсам и могут работать медленно. Для повышения производительности можно выделять Java-машине больше оперативной памяти.
export JAVA_OPTS="$JAVA_OPTS -Xms5000m -Xmx6000m -XX:PermSize=1024m -XX:MaxPermSize=2048m"
- Xms – минимальный пул выделения памяти;
- Xmx – максимальный пул выделения памяти;
- XX:PermSize – начальный размер, который будет выделен при запуске JVM;
- XX:MaxPermSize – максимальный размер, который может быть выделен при запуске JVM.
Решение распространенных задач
Содержимое директории
Java позволяет получить имена всех подкаталогов и файлов в папке в виде массива, который затем можно последовательно просмотреть.
import java.io.*;
public class ListContents {
public static void main(String[] args) {
File file = new File("//home//user//Documents/");
String[] files = file.list();
System.out.println("Listing contents of " + file.getPath());
for(int i=0 ; i < files.length ; i++)
{
System.out.println(files[i]);
}
}
}
Выполнение консольных команд
Java позволяет выполнять консольные команды прямо из кода с помощью класса Runtime
. При этом очень важно не забывать об обработке исключений.
Для примера попробуем открыть PDF-файл через терминал на Java:
import java.io.BufferedReader;
import java.io.InputStream;
import java.io.InputStreamReader;
public class ShellCommandExec {
public static void main(String[] args) {
String gnomeOpenCommand = "gnome-open //home//user//Documents//MyDoc.pdf";
try {
Runtime rt = Runtime.getRuntime();
Process processObj = rt.exec(gnomeOpenCommand);
InputStream stdin = processObj.getErrorStream();
InputStreamReader isr = new InputStreamReader(stdin);
BufferedReader br = new BufferedReader(isr);
String myoutput = "";
while ((myoutput=br.readLine()) != null) {
myoutput = myoutput+"\n";
}
System.out.println(myoutput);
}
catch (Exception e) {
e.printStackTrace();
}
}
}
Воспроизведение звука
Звук – важная составляющая часть многих приложений, например, игр. Язык программирования Java предоставляет средства для работы с ним.
import java.io.*;
import java.net.URL;
import javax.sound.sampled.*;
import javax.swing.*;
public class playSoundDemo extends JFrame {
// конструктор
public playSoundDemo() {
this.setDefaultCloseOperation(JFrame.EXIT_ON_CLOSE);
this.setTitle("Play Sound Demo");
this.setSize(300, 200);
this.setVisible(true);
try {
URL url = this.getClass().getResource("MyAudio.wav");
AudioInputStream audioIn = AudioSystem.getAudioInputStream(url);
Clip clip = AudioSystem.getClip();
clip.open(audioIn);
clip.start();
} catch (UnsupportedAudioFileException e) {
e.printStackTrace();
} catch (IOException e) {
e.printStackTrace();
} catch (LineUnavailableException e) {
e.printStackTrace();
}
}
public static void main(String[] args) {
new playSoundDemo();
}
}
Отправка email
Отправка электронной почты на Java очень проста. Нужно лишь установить Java Mail и указать путь к нему в classpath проекта.
import java.util.*;
import javax.mail.*;
import javax.mail.internet.*;
public class SendEmail
{
public static void main(String [] args)
{
String to = "recipient@gmail.com";
String from = "sender@gmail.com";
String host = "localhost";
Properties properties = System.getProperties();
properties.setProperty("mail.smtp.host", host);
Session session = Session.getDefaultInstance(properties);
try{
MimeMessage message = new MimeMessage(session);
message.setFrom(new InternetAddress(from));
message.addRecipient(Message.RecipientType.TO,new InternetAddress(to));
message.setSubject("My Email Subject");
message.setText("My Message Body");
Transport.send(message);
System.out.println("Sent successfully!");
}
catch (MessagingException ex) {
ex.printStackTrace();
}
}
}
Захват координат курсора
Чтобы захватить события мыши, необходимо реализовать интерфейс MouseMotionListener
. Когда курсор попадает в определенную область, срабатывает обработчик события mouseMoved
, из которого можно получить точные координаты.
import java.awt.event.*;
import javax.swing.*;
public class MouseCaptureDemo extends JFrame implements MouseMotionListener
{
public JLabel mouseHoverStatus;
public static void main(String args[])
{
new MouseCaptureDemo();
}
MouseCaptureDemo()
{
setSize(500, 500);
setTitle("Frame displaying Coordinates of Mouse Motion");
mouseHoverStatus = new JLabel("No Mouse Hover Detected.", JLabel.CENTER);
add(mouseHoverStatus);
addMouseMotionListener(this);
setVisible(true);
}
public void mouseMoved(MouseEvent e)
{
mouseHoverStatus.setText("Mouse Cursor Coordinates => X:"+e.getX()+" | Y:"+e.getY());
}
public void mouseDragged(MouseEvent e)
{}
}
И немного о регулярных выражениях в Java.
Комментарии
найди две ошибки в этом коде
► У ArrayList только одно измерение, а вот массивы Java могут быть многомерными.
Но ведь это бред? Типа, двумерный массив - массив массивов, трёхмерный - массив массивов массивов и так далее. С аррейлистами тот же принцип. List<List> list2d = new ArrayList<>(); - вот и двумерный список. Через стримы это делается просто и удобно, кроме того, через них же удобно такие многомерные списки делать "плоской" структурой, например